Подковерные интриги вокруг новой методологии закупок товаров, работ и услуг, связанных с дорожным строительством, достигли Минэкономики. К началу мая ведомство должно утвердить разработанный «Укравтодором» документ, но его оппоненты всячески пытаются не допустить упорядочивания правил на этом рынке. В первую очередь, такое положение дел — в интересах так называемых «тендерных троллей», которые срывают проведение тендеров и тормозят программу строительства и ремонта автодорог, инициированную Владимиром Зеленским.
Протокол о разногласиях
После вступления в силу новой редакции закона «О публичных закупках», у Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства появились полномочия утверждать методологии по проведению закупок для различных отраслей с целью стандартизировать подходы и приблизить их к международным стандартам.
В дорожной отрасли такую методологию разработал «Укравтодор» совместно с ключевыми игроками рынка. За основу взяли, среди прочего, и западный опыт, а также правила закупок международных финансовых организаций (ЕБРР, Мирового банка, Европейского инвестбанка), по которым, в том числе, проводятся и закупки дорожных работ на крупных магистралях в Украине.
Сразу после появления документа, дорожная отрасль разделилась на два лагеря. Крупные компании с солидным опытом работы поддержали новые правила, более мелкие — резко раскритиковали, называя прописанные в методологии условия дискриминационными.
Один из камней преткновения — требования к опыту работы. По новому стандарту, к примеру, для строительства или ремонта дороги первой категории (магистрали) участник тендера должен подтвердить наличие опыта выполнения работ аналогичного уровня сложности на аналогичную сумму в течение последних 5 лет. Это требование дает возможность гарантировать качество работ на самых важных дорогах страны, поскольку у крупных компаний достаточно не только опыта, но и собственных средств для реализации такого проекта и — при необходимости — устранения огрехов. Небольшие компании смогут «наработать» опыт, участвуя в тендерах на ремонт и строительство региональных дорог. Кроме того, при недостаточности опыта или техники у одной компании, небольшие фирмы смогут объединяться в консорциумы. Эту практику уже применяют на некоторых тендерах в регионах.
Кроме того, есть и ряд специфических отраслевых разногласий. Например, мелкие компании ратуют за возможность принимать участие в закупках с «виртуальным» асфальтобетонным заводом, а требования к минимальному количеству техники и персонала для конкретной категории дороги считают дискриминацией.
С Араиком за спиной
Интересы небольших компаний отстаивает Всеукраинская дорожная ассоциация во главе с экс-руководителем ГАК «Автомобильные дороги Украины» Артемом Гриненко, а крупных — Национальная ассоциация дорожников Украины во главе с Тарасом Сиротинским. Публично защищает версию о «дискриминационности» методики «Укравтодора» общественная организация «Лига антитраста», которой руководит экс-уполномоченная Антимонопольного комитета Украины Агия Загребельская.
Загребельскую и Гриненко в СМИ связывают с Араиком Амирханяном, известным владельцем целого ряда компаний, которых на рынке называют «тендерными троллями». Когда Гриненко был главой ГАК «Автомобильные дороги», то один из родственников Араика — Георгий Балабекович Амирханян — даже был назначен исполнять обязанности главы Запорожского облавтодора.
В отношении Амирханяна и его партнеров по бизнесу было возбуждено несколько уголовных производств, его задерживала Служба безопасности Украины по обвинению в финансировании терроризма, он находился в международном розыске. Кроме того, его компании неоднократно становились фигурантами «черного списка» у заказчиков дорожного строительства, поскольку в тех редких случаях, когда фирмы Амирханяна выигрывали дорожные тендеры, работы были выполнены некачественно.
Основная же деятельность этих компаний — «троллинг». Участие в тендере, как правило, принимается с целью подать жалобу на якобы дискриминационные условия закупки и таким образом заблокировать тендер на сотни миллионов гривень. Такая тактика, по сути, является шантажом как заказчика строительства / ремонта дороги, так и других участников тендера.
Именно такие жалобы ПП «Полтавабудцентр» и ООО «Миколаївбудцентр» регулярно удовлетворяли на должности уполномоченного АМКУ в составе соответствующей коллегии комитета Агия Загребельская и ее коллега Светлана Панаиотиди. Только за период 2018-2019 годов Панаиотиди принимала в составе коллегии как минимум 50 положительных решений по жалобам «Полтавабудцентру» и «Миколаївбудцентру», Загребельская — минимум 37 таких решений (