Дата публикации 28.05.2021
Протесты на харьковском предприятии «Электротяжмаш» из-за невыплаты зарплат заставили в очередной раз вернуться к катастрофической ситуации в промышленности Украины. И хотя обстановку на заводе немного стабилизировали и часть долгов по зарплате погасили, проблемы остались, и они углубляются. Главная проблема: что делать дальше, где брать заказы, как сохранить уникальное производство. И это проблема всей высокотехнологичной промышленности Украины, которая в буквальном загибается, а страна рискует окончательно скатиться до положения банановой республики.
Промышленное производство в Украине неуклонно падает уже несколько лет подряд, а вместе с этим растет задолженность по зарплате в промышленности, информируют Экономические Новости.
Промышленность долгами прирастает
Как сообщила Государственная служба статистики, на 1 февраля 2021 года общая задолженность по заработной плате составила почти 3 млрд гривен. Задолженность предприятий по выплате заработной платы в Украине в январе 2021 года выросла на 13,8% по сравнению с предыдущем месяцем.
Обращает внимание тот показательный факт, что основная доля задолженности приходилась на промышленность (74,8%), а также на профессиональную, научную и техническую деятельность (9,2%).
Читайте: ФГИУ не снизит по рекомендации МВФ цену Одесского припортового завода
При этом более половины долга образовано в Донецкой (21,2%), Харьковской (16,5%) областях и городе Киеве (14,6%). То есть около 40% долгов по зарплате приходится Донецкую и Харьковскую области, в которых еще функционируют промышленные предприятия, в отличие, скажем, от столицы, в которой скоро вообще забудут, что такое производство.
Как убивают энергетическое машиностроение
Именно долги по зарплате стали причиной массовых протестов работников харьковского государственного предприятия «Электротяжмаш» (ЭТМ). Когда-то ЭТМ был флагманом энергомашиностроения, причем мирового уровня, но сейчас он на глазах умирает, как и многие другие высокотехнологичные предприятия, доставшиеся Украине после развала СССР. ЭТМ специализируется на разработке и выпуске турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций, гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока, электродвигателей для приводов прокатных станов, шахтных подъемников, водяных насосов оросительных каналов, электроприводов и тягового электрооборудования для городского и железнодорожного электротранспорта.
Читайте: Павел Кухта: «Приватизация позволяет резко снизить уровень коррупции»
Отношение к этому предприятию иначе как наплевательским трудно назвать, хотя оно входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Один только штрих: в Украине уже давно перезрела проблема замены устаревшего и обветшалого локомотивного парка для «Укрзалізниці», а также подвижного состава городского электротранспорта, эта проблема признана на государственном уровне, и здесь имеется огромный фронт работ для отечественных производителей, включая ЭТМ, но вместо этого Украина закупает бэушные польские трамваи, и поговаривают о закупке бэушных тепловозов General Electric, хотя можно было направить госзаказы на отечественные предприятия — здесь «зрада» и коррупция в одном флаконе.
За год в управлении Фонда госимущества предприятие сократило объем производства в 4 раза с 280 млн грн до примерно 69 млн грн, объем продаж упал более чем в три раза – с 240 млн грн до 79 млн грн. Производство загружено на 20 – 25%, сотни людей уволились с завода, сотни находятся в так называемом «производственном застое».
Впрочем, в СМИ есть информация, что государственный и стратегический статус предприятие имеет по причине того, что его «сняли с приватизации» из-за огромных долгов и исков кредиторов, в результате чего завод уже «как бы ничего не стоит».
Есть также вполне правдоподобная версия о том, что на предприятие заводился менеджмент, который связывают с одним из олигархов, имеющим интересы в энергетике, а само предприятие намеренно доводилось «до ручки», чтобы купить его за бесценок.
И хотя не совсем понятно, как это вяжется с стратегическим статусом предприятия, в пользу этой версии говорит следующий факт.
Орджоникидзевский районный суд Харькова рассматривает дело по обвинению руководителей ГП Электротяжмаш в нанесении ущерба госпредприятию. Фигурантам и.о. гендиректора Виктор Бусько и финансовому директору Геннадию Демидову инкриминируют растрату имущества на сумму более миллиона гривен, за что им «светят» реальные сроки: Бусько — от 2 до 5 лет, а Демидову — от 5 до 8. Если учесть вышеуказанный стратегический статус завода, но могут быть и дополнительные квалификации в виде доведения до банкротства и даже диверсия, а здесь могут быть уже «десятка» или даже «пятнашка».
Стоит отметить что шлейф скандалов и уголовных дел в отношении менеджмента Электротяжмаш тянется еще с 2017 года и касается как прошлых руководителей, так и нынешних.
Напомним, Виктор Бусько был назначен директором «Электротяжмаша» в декабре 2019 года. Весь 2020 год Элетротяжмаш с завидной регулярностью попадал в уголовную хронику, правоохранители то и дело посещали предприятие, которое в итоге оказалось в рейтинге самых убыточных госпредприятий Украины.
16 июня 2020 года на харьковском заводе прошли обыски в рамках уголовного дела по факту растраты госимущества в крупных размерах (ч. 4 ст. 191 УК Украины). На время следствия Виктор Бусько попросил суд отстранить его от исполнения обязанностей. Постановлением Орджоникидзевского районного суда Харькова от 17 августа 2020 года Виктор Бусько был восстановлен в должности. В конце декабря 2020 на Электротяжмаше — снова смена руководства. Виктор Бусько по ходатайству прокурора вновь на 2 месяца был отстранен. Временно исполняющим обязанности генерального директора ГП «Электротяжмаш» был назначен Артем Кравец. Бусько приступил к своим обязанностям только в феврале 2021 года. Логично, что с такой чехардой руководителей и шлейфом уголовных дел ситуация на заводе катастрофически ухудшается.
Утрата рынков
Несомненно, очень сильно завод подкосила утрата рынков сбыта стран бывшего СССР, прежде всего России. В частности, ЭТМ был основным поставщиком генераторов для тепловозов российским заводам «Трансмашхолдинг». Но в России начали проводить политику импортозамещения, а после 2014 года стала экономические связи прервались окончательно. По имеющимся данным, сейчас подобные генераторы выпускают в Новочеркасске Ростовской области.
Кстати, интересная деталь. Речь идет о том самом историческом Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), на котором в 1962 году при Хрущеве был знаменитый расстрел рабочих, объявивших забастовку в знак протеста против урезания расценок за работу, то есть урезания зарплаты, а также против дефицита продуктов питания.
Но здесь интересен не столько исторический аспект, сколько судьба этого завода, не так давно столь же печальная, как у харьковского предприятия. В январе 2015 года в связи с тяжелой экономической ситуацией НЭВЗ остановил работу и ставился вопрос о его закрытии в марте того же года. Кстати, ситуация в промышленности в России во многих отраслях если и отличается в лучшую сторону, то не слишком. Но уже в июле 2015 года Экспертный совет Фонда развития промышленности РФ одобрил выделение заводу займа в размере 106,8 млн рублей при общей стоимости проекта в 152,8 млн рублей на освоение производства тяговых электродвигателей (ТЭД) для тепловозов, собираемых на заводах ЗАО «Трансмашхолдинг» в Брянске и Коломне. В частности, это делалось и для того, чтобы заменить двигатели, которые изготавливались в Харькове на ЭТМ.
Как видим, у агрессоров все же стараются поддержать производство, а также выпускать свои локомотивы, а не закупать за границей, тем более б/у. То же самое следует срочно делать в Украине, о чем говорилось выше, и тогда решится вопрос загрузки производственных мощностей, сохранения и увеличения численности рабочих мест, налоговых отчислений в бюджет и в социальный фонды, а главное, Украина будет иметь свои железнодорожные локомотивы, что имеет огромное значение для национальной безопасности.
Судороги ЭТМ
Очевидно, что ситуация на предприятии сложилась катастрофическая. К концу 2020 года долги по зарплате достигли 65 млн грн, более четверти заводчан лишились работы. Из-за массовых сокращений завод несет дополнительные расходы — около 27 млн гривен на выплату выходного пособия при увольнении. А после ухода с завода его бывшие сотрудники не могут получить социальные пособия в центрах занятости — «Электротяжмаш» не уплачивает взносы в фонды социального страхования, к нему есть судебные претензии от подразделений Пенсионного фонда. В феврале должен был начаться судебный процесс по взысканию с завода 700 млн гривен кредитной задолженности.
Терпение работников предприятия лопнуло, и 1 марта нынешнего года они перекрыли Московский проспект в Харькове, требуя погасить трехмесячные долги по зарплате. Причиной стали многомесячные долги по зарплатам, поскольку Фонд госимущества, который управляет заводом, не нагружает его заказами и не назначает эффективного руководителя. Об этом сообщил начальник управления развития промышленности Харьковской областной государственной администрации Владимир Мищенко.
«ОГА поддерживает стремления людей, которые выживают без зарплаты, у которых накапливаются долги по кредитам и за коммунальные услуги. Но предлагает делать это без нарушения действующего законодательства, без перекрытия центральной улицы города. Позиция областной государственной администрации — орган управления, Фонд госимущества на сегодня имеет все полномочия и должен в кратчайшие сроки решить вопрос загрузки предприятия работой, назначения нового менеджмента завода и окончательного погашения задолженности по выплате зарплаты. Учитывая, что ГП «Электротяжмаш» — стратегическое для экономики и обороны Украины, областная государственная администрация оставляет за собой право обращаться в вышестоящие органы: к Кабинету министров, Совет национальной безопасности и обороны и непосредственно к президенту», — пояснил чиновник.
Накал страстей был нешуточным, и буквально 2 марта задолженность начали погашать, но не полностью, а частично, в сумме 40 млн гривен. Погашением занимался Фонд госимущества (ФГИУ), в ведении которого находится ЭТМ. Указанные 40 млн гривен составляют около 70% общей суммы задолженности, из них 4 млн гривен было выплачено уже уволившимся работникам, которые так и не получили при увольнении полного расчета.