Дата публикации 03.10.2020
С 1 по 25 сентября на политическую рекламу в Facebook было потрачено более миллиона долларов (более 28 млн. грн). В целом же расходы на политическую и социальную рекламу в украинском сегменте соцсети 2020 года превысили 2,56 миллиона долларов.
Об этом свидетельствуют данные библиотеки Facebook-рекламы, которые проанализировал «Рух Чесно».
За 25 дней сентября расходы на соцсети выросли более чем в 2 раза по сравнению с августом. В этом месяце на рекламу больше тратили партийные страницы и личные страницы политиков. На них приходится около 75% всех расходов в сентябре.
Примечательно, что до 25 сентября продолжалась подача документов на регистрацию кандидатов, а транслируемая в регистрации реклама формально не является агитацией и фактически не регулируется законодательством.
Больше всего на рекламу в соцсети в сентябре тратили партии “За майбутнє” и ее представители — более 203 000 долларов. Львиная доля расходов политсилы приходится на рекламу с партийной страницы и страниц Игоря Палицы и Александра Шевченко. “За майбутнє” превзошла совокупные расходы других лидеров рейтинга — «Слуги народа» и «Нашего края», которые в сентябре на рекламу в соцсетях заплатили 137 и 64 000 долларов соответственно.
Расходы «Слуги народа» в сентябре выросли прежде всего из-за продвижения кандидатов в мэры Киева (Ирины Верещук) и Кривого Рога (Дмитрия Шевчика).
Страница «Слуга Кривого Рога» в сентябре вложила в рекламу в Facebook 5,8 тысячи долларов. Она продвигает Дмитрия Шевчика, который является гендиректором «Центрального горно-обогатительного комбината», а также депутатом облсовета от «Оппозиционного блока». 31 августа его выдвинули на должность городского головы Кривого Рога на съезде партии «Слуга народа».
Еще одна страница, которая работает в пользу Дмитрия Шевчика — «Гордость Кривого Рога». В сентябре из нее за рекламу заплатили 5,6 тысячи долларов.
Еще более 5000 долларов потратила страница «ЗЕмляки за ЗЕленского”, которая тоже агитирует за Шевчика.
В то же время страница «Кривой Рог за ЮЗИКА» в сентябре направила на рекламу против Дмитрия Шевчика 5,4 тысячи долларов, а страница «ПОЗОР Зеленскому» — еще 3,9 тысячи долларов.
Традиционно много на соцсети тратят «Европейская солидарность» (46 000 долларов), ОПЗЖ (39 000 долларов), «Победа Пальчевского» (38 000 долларов), «Пропозиція» (35 000 долларов) и «Батьківщина» (25 000 долларов).
При этом партии выбирают разные стратегии распространения рекламы. Если одни продвигают такой контент через официальные партийные страницы и личные страницы своих представителей, то другие создают сложные сети страниц, которые прямой связи с партией или кандидатом не имеют.
Например, в пользу Андрея Пальчевского и его именной партии с различных страниц распространяют результаты социологических опросов, по которым он является основным конкурентом Виталия Кличко. На рекламу таких опросов в сентябре потратили почти 17 000 долларов, а в течение года — более 40 000. По результатам недавних опросов группы «Рейтинг» Виталий Кличко имеет 46% поддержки избирателей, а на втором месте теперь Сергей Притула с результатом 9,8%.
С новой силой началась рекламная кампания на странице «Ассоциация налогоплательщиков. Киев». В сентябре эта страница потратила на рекламу почти 6000 долларов. Упомянутые выше опросы распространяют также на страницах «Свободная Украина», «Украина онлайн», «Вільна Україна» и других.
Рекламу с официальной страницы партии «Перемога Пальчевского» оплачивает ОО «Перемога Пальчевського». Эту общественную организацию учредили через несколько недель после создания (переименования) одноименной политсилы.
Сеть страниц работает в пользу действующего мэра Днепра Бориса Филатова и партии «Пропозиція». В течение года «Рух Чесно» зафиксировал уже более 30 таких страниц. Практически все они были активными и в сентябре, потратив на рекламу почти 14 000 долларов. Интересно, что еще недавно часть этих страниц (администрировалась компанией «Шторм Диджитал») размещала рекламу против Филатова, однако в августе и сентябре, наоборот, начала его пиарить.
В сентябре активизировались страницы, которые до того не существовали или не тратили денег на рекламу.
К примеру, вновь созданная страница «Екопартія Берези» в течение трех недель сентября заплатила за рекламу 8,9 тысячи долларов.
Активно тратить на рекламу в Facebook начали страницы «Київщина ЗА Майбутнє» (более 9000 долларов за сентябрь) и партии «Экологическая альтернатива» (более 8,8 тысячи долларов за первые недели сентября).
В сентябре значительно активизировалась страница винницкой партии «Рух справедливості», которая уже потратила более 6000 долларов.
6,5 тысячи долларов за первые три недели сентября направил на рекламу в Facebook нардеп Антон Яценко. Всего с начала года политик заплатил за Facebook-рекламу более 23 000 долларов. Сейчас он агитирует за кандидата на должность мэра Умани от партии “За майбутнє” Ирину Плетневу.
Отметим, что в августе украинские страницы в Facebook потратили на рекламу, связанную с социальными вопросами, выборами или политикой, 468,5 тысячи долларов, то есть вдвое больше, чем в июле.
В августе среди политических партий на рекламу в Facebook больше средств направили «За майбутнє», «Слуга народа» и ОПЗЖ, а среди потенциальных кандидатов в мэры в разных городах страны — Борис Филатов (Днепр), Андрей Пальчевский (Киев) и Игорь Васюник (Львов).