Дата публикации 07.06.2021
В Украине идет публикация корпоративных отчетов государственных компаний. Это дало повод продолжить тему начатую буквально в прошлом материале «Чиновники с миллионными зарплатами паразитируют на стагнирующей экономике Украины».
Системообразующие государственные компании показывают многомиллиардные убытки. Но тогда за что менеджмент и наблюдательные советы компаний получают миллионные зарплаты и премии?!
Государственные компании стали тотально убыточными
Действительно, в 2020 году государственные компании, включая те, о которых шла речь в предыдущем материале, показали убытки, хотя еще недавно они были в прибылях, даже с учетом своей неизбывной неэффективности и коррумпированности:
Так, согласно готовому отчету, головная компания «Нафтогаза» показала в 2020 году 17 млрд грн убытка, а убыток всей группы «Нафтогаз» оценивается в 37 млрд гривен. В 2019 году консолидированная чистая прибыль группы, включая деятельность дочерних компаний, составила 63,3 млрд гривен.
Читайте: Стало известно, какие предприятия нельзя приватизировать
В частности, согласно отчету, в 2020 году чистый доход от реализации продукции составил 121, млрд грн, а себестоимость продукции – 121,9 млрд гривен, то есть валовой убыток от операционной деятельности составил 0,8 млрд грн. До уплаты налогов убыток «Нафтогаза» в 2020 году составил 11,95 млрд грн. Чистый убыток компании от операционной деятельности 2020 года снизился до 17,33 млрд грн по сравнению с прибылью в 50,66 млрд грн в 2019 году. Компания также дополнительно получила 20,36 млрд грн убытков от участия в капитале ассоциированных и совместных предприятий 2020 года.
Таким образом, совокупный убыток НАК «Нафтогаз Украины» 2020 года составляет 36,93 млрд грн по сравнению с совокупным доходом за 2019 год в сумме 9,9 млрд грн.
Правда, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что эта информация, впервые опубликованная интернет-изданием «Экономическая правда» вместе с электронной версией отчета, подана некорректно. Коболев отметил, что до официального обнародования отчета компания не имеет права его комментировать, а потому остается обождать трактовку менеджеров «Нафтогаза».
Читайте: До схем на «УЗ» може бути причетний член наглядової ради Аудіцкас, пов’язаний з Абромавичусом — ЗМІ
В свою очередь, согласно годовому отчету «Укрзалізниці», в 2020 году компания показала убыток в размере 11,9 млрд гривен, тогда как в 2019год у нее было 2,99 млрд гривен чистой прибыли.
В общем доход от реализации составил в прошлом году 75,29 млрд грн (в 2019 году — 90,35 млрд грн). Убыток компании до налогообложения составил 11,93 млрд грн. В общем, убыток компании 2020 года составил 11,9 млрд грн.
В УЗ объясняют, что на показатель повлияло снижение доходов от грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с 2019 годом: на 10,3% и 58,3% соответственно. Так, от пассажирских перевозок получено 4,13 млрд грн (в 2019 году — 9,91 млрд грн), от грузовых — 65,02 млрд грн (в 2019 году — 72,49 млрд грн).
Также повлияло значительное колебание курсовых разниц, в результате чего получено чистый убыток от курсовых разниц в размере 5,5 млрд грн против 4,3 млрд грн чистой прибыли в 2019 году.
Еще полмиллиарда компания получила в части других совокупных убытков, преимущественно на расходы от пересчета обязательств по выплатам работникам. Как объясняется в примечаниях к отчетности, «группа обязана компенсировать Государственном пенсионному фонду суммы дополнительных пенсий определенным категориям ее нынешних и бывших работников, имеющих право раннего выхода на пенсию, в результате работы во вредных и / или опасных условиях труда».
Таким образом, после налогообложения совокупный убыток «Укрзалізниці» составляет 12,38 млрд грн.
В УЗ убытки объяснили влиянием пандемии, прежде всего речь идет о временном прекращении пассажирских перевозки по всем видам сообщения.
Ни в коем случае не симпатизируя предыдущей власти Порошенко, объективности ради все же отметим, что даже тогда не было таких зияющих провалов. Более того, «Нафтогаз», «Укрзалізниця» и ряд других системообразующих компаний выплачивали в бюджет миллиарды гривен налогов и государственных дивидендов. Всего за полтора года компании из прибыльных оказались убыточными, и это невозможно оправдать эпидемией ковида. Ковид негативно повлиял только разве на пассажирские перевозки «Укрзалізниці», которые всегда считались убыточными, а потому на прибыльность и убыточность компании падение пассажирских перевозок из-за ковида особого влияния оказать не могло. Основной доход «Укрзалізниця» всегда получала и получает от грузовых перевозок, но компания утратила огромную долю рынка грузоперевозок, сумев сохранить себе малую толику того, что имела ранее, о чем далее.
Реальной причиной является бездарное руководство со стороны менеджмента и набсоветов, насаждаемых в последнее время, состоящими преимущественно из иностранцев. Именно они довели до ручки, в том числе, железнодорожное ведомство.
Коллега-журналист Сергей Лямец метко охарактеризовал ситуацию следующим образом: